То, чего так долго ждали, чего боялись, о чем судачили - свершилось: 18 мая состоялась торжественная церемония подписания «Акта о начале работ», положившего официальное начало строительству нефтепровода Россия-Китай.
Проект, появившийся в конце девяностых, и, по одной из версий, ставший причиной начала конца небезызвестного ЮКОСа, ныне курируется «Транснефтью» и «Роснефтью», и обещает завершиться к концу 2010 г. В этом же году планируется поставка первой партии нефти, которая будет иметь несколько иной состав (в частности, содержание серы будет не более 0,75%) и стоить будет несколько выше остальных. Договор о поставках нефти предварительно заключен на 23 года, и согласно нему в Китай будет перекачиваться 15 млн.т. сырой нефти ежегодно.
Оптимисты видят в этом сотрудничестве только позитив: развивающийся семимильными шагами Китай станет гарантом части федерального бюджета, стабильно покупая у нас нефть. К тому же, строительство и обслуживание нефтепровода - это дополнительные рабочие места для жителей Дальнего Востока, где, как известно, с работой, тем более достойно оплачиваемой, большие проблемы.
Пессимисты, главные заводилы среди которых забайкальские железнодорожники, не видят в этом «перспективном сотрудничестве» ничего хорошего. Оно и понятно: ранее нефть в Китай возили по железной дороге, и объемы были примерно те же - до 10 млн.т. в год… Теперь же российская железная дорога осталась без значительной доли заработка, соответственно часть персонала на местах - без работы.
К тому же, договор подразумевает выдачу «Банком развития Китая» кредита российским нефтяным компаниям взамен на возможность пользоваться нефтепроводом. И оно бы хорошо, ведь брать кредиты в кризис выгодно, да только размер кредита уж больно велик - 25 млрд. долларов, да и валюта кредита не стабильна.
Опять же, без работы останутся и российские речные транспортники. Согласно условиям договора, российский участок трубы, и его строительство заканчивается примерно в двух километрах от вод Амура, и дальнейшие работы по строительному обслуживанию и приему-перекачке нефти находятся в ведении китайских специалистов, которым даже дано добро на особый режим нахождения на приграничной территории в рамках функционирования объекта.
Церемония начала строительства «китайской» ветки прошла торжественно: на ней присутствовали губернаторы областей, которых «задел» нефтепровод Россия-Китай. Единственное, что удалось понять абсолютно четко, что строительство ответвления на Китай было решено давно, и споры в течение последнего десятилетия по этому поводу были сродни переливанию из пустого в порожнее.
Потому что власть редко интересуется мнением народа, в особенности - дальневосточного. Взять, к примеру, автопром, который, кстати, по заверениям высокого начальства страны, добавит работы все тем же РЖД … Автопром, который не то что поднимать не надо, но и добить не жалко. Да ладно, сейчас не об этом. Сейчас об еще одном историческом событии для Дальнего Востока - торжественной миссии быть полупроводниками на пути российской нефти в Китай