Кризис и его аспекты
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 28
Категории каталога
финансовый кризис Россия [13]
причины кризиса России [5]
прогноз России кризис [34]
экологический кризи России [2]
люди [18]
Пятница, 27.06.2025, 20:06
Главная » Статьи » кризис Россия » прогноз России кризис

Проблемы поколения
Поколение 21 века вырастет жестоким и циничным
    


Интересные результаты социсследования ВЦИОМ не менее интересно
прокомментировал Сергей Петрович Капица.


Поколение, которое не прочтёт ни
Чехова, ни Тургенева, ни Жюля Верна, вырастет жестоким и циничным


В начале лета Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)
провёл исследования, которые власти предержащие как-то не заметили. А напрасно.
Их результаты таковы, что как минимум двум министерствам - культуры и
образования - нужно жать на все «тревожные кнопки» и собирать экстренные
заседания кабинета министров. Потому как, согласно опросам ВЦИОМ, 35% россиян
НЕ ЧИТАЮТ КНИГ ВООБЩЕ! А ведь Россия, если верить речам президента и
премьер-министра, взяла путь на инновационное развитие. Но о каких инновациях,
научных прорывах, развитии нанотехнологий и т. п. может идти речь, если больше
трети населения страны за год ни разу не взяли в руки книгу? Никакую, даже
завалящий детектив! «АиФ» решил разобраться, почему Россия, некогда
самая читающая страна в мире, перестала читать и чем это грозит обществу.


Сергей Капица: «Россию превращают в страну дураков»


Данные ВЦИОМ говорят о том, что мы наконец пришли к тому, к чему стремились
все эти 15 лет, - воспитали страну идиотов. Если Россия и дальше будет
двигаться этим же курсом, то ещё лет через десять не останется и тех, кто
сегодня хотя бы изредка берёт в руки книгу. И мы получим страну, которой будет
легче править, у которой будет легче высасывать природные богатства. Но
будущего у этой страны нет! Именно эти слова я произносил пять лет назад на
заседании правительства. Время идёт, а процессы, которые ведут к деградации нации,
никто даже не пытается понять и приостановить.


У нас происходит полный разрыв слов и дел. Все говорят об инновациях, но при
этом не делается ничего, чтобы эти лозунги начали осуществляться. И объяснения
«Я так много работаю. Когда же мне ещё и читать?» не могут служить извинением.
Поверьте, наше поколение работало не меньше, но время для чтения при этом
всегда находилось. А производительность труда в обществе несколько десятков лет
назад была выше, чем сейчас. Сегодня же чуть ли не половина трудоспособной
молодёжи работает в охранных организациях! Получается, что все эти молодые
парни - тупые, ограниченные люди, способные лишь бить морду?


Куда впадает Волга?


Вы спрашиваете, зачем вообще человеку читать. Опять-таки приведу пример:
организмы человека и обезьяны очень близки по всем своим характеристикам. Но
обезьяны не читают, а человек читает книги. Культура и разум - вот основное
отличие человека от обезьяны. А разум основан на обмене информацией и языке. И
величайший инструмент обмена информацией - именно книга. Раньше, начиная ещё со
времён Гомера, существовала устная традиция: люди сидели и слушали старцев,
которые в художественной форме, через сказания и легенды прошедших эпох,
передавали накопленные поколением опыт и знания. Потом возникло письмо, и
вместе с ним - чтение. Традиция устного сказа угасла, а теперь угасает и
традиция чтения. Возьмите как-нибудь и хотя бы ради любопытства перелистайте
переписку великих. Эпистолярное наследие Дарвина, которое сейчас издаётся, - 15
тыс. писем. Переписка Льва Толстого тоже занимает не один том. А что останется
после нынешнего поколения? Их эсэмэски будут издавать в назидание потомкам?


Я давно предлагал изменить критерии приёма в высшие учебные заведения. Не
надо никаких экзаменов - пусть абитуриент напишет сочинение на пяти страницах,
в котором объяснит, почему он хочет поступить на тот или иной факультет. Умение
грамотно изложить свои мысли, суть проблемы демонстрирует интеллектуальный
багаж человека, уровень его культуры, степень развития сознания. А ЕГЭ, который
сегодня используют, не может дать объективной картины знаний школьника. Он
построен лишь на знании или незнании фактов. Но факты далеко не всё! Впадает ли
Волга в Каспийское море? Ответ на этот вопрос заслуживает не галочки в
соответствующей клеточке, а отдельной серьёзной беседы. Потому что миллионы лет
назад Волга впадала не в Каспийское, а в Азовское море, география Земли была
другой. И вопрос из хрестоматийного превращается в интересную проблему. Чтобы
решить её, как раз-то и требуется понимание, которого без чтения и образования
добиться невозможно.


Вопрос потери интереса к чтению - это вопрос о том, что сейчас происходит с
людьми. Мы упёрлись в очень сложный момент развития человечества в целом. Темпы
развития техники сегодня очень высоки. А наша способность это всё осмыслить и
разумно в этой технической и информационной среде жить от этих темпов отстаёт.
Мир переживает сейчас очень глубокий кризис в сфере культуры. Так что ситуация
в нашей стране довольно типична и для всего остального мира - в Америке и в
Англии тоже мало читают. Да и такой крупной литературы, которая существовала в
мире 30-40 лет назад, сегодня уже нет. Сейчас властителей умов вообще найти
очень сложно. Возможно, потому, что никому не нужны умы - нужны ощущения.


Нам сегодня не к чтению нужно отношение менять, а коренным образом поменять
отношение к культуре в целом. Министерство культуры должно стать важнейшим из
всех министерств. А первоочередная задача - перестать подчинять культуру
коммерции. Деньги есть не цель существования общества, а всего лишь средство
достижения тех или иных целей. Вы можете иметь армию, солдаты которой будут
доблестно сражаться, не требуя вознаграждения, потому что верят в идеалы
государства. А можно иметь на службе наёмников, которые с равным удовольствием
будут убивать и своих, и чужих за одни и те же деньги. Но это будут разные
армии! И в науке прорывы делаются не за деньги, а для интереса. Такой вот кошачий
интерес! И с крупным искусством то же самое. Шедевры за деньги не рождаются.
Если же всё подчинять деньгам, то деньгами всё и останется, не превратятся они
ни в шедевр, ни в открытие.


Чтобы дети вновь начали читать, в стране должна сложиться соответствующая
культурная обстановка. А что сейчас определяет культуру? Когда-то тон задавала
Церковь. Люди в выходной день шли в храм и вместо телевизора смотрели на
фрески, иконы, витражи - на иллюстрацию жизни в образах. Великие мастера
работали по заказу Церкви, большая традиция освещала всё это. Сегодня люди
ходят в Церковь гораздо меньше, а обобщённую картину жизни даёт телевидение. Но
никакой великой традиции, никакого искусства здесь нет. Ничего, кроме мордобоя
и стрельбы, вы там не найдёте. Телевидение занимается разложением сознания
людей. На мой взгляд, это преступная организация, подчинённая антиобщественным
интересам. С экрана идёт лишь один призыв: «Обогащайтесь любыми способами -
воровством, насилием, обманом!»


Вопрос развития культуры - это вопрос будущего страны. Государство не сможет
существовать, если не будет опираться на культуру. И не сможет лишь деньгами
или военной силой укрепить свои позиции в мире. Чем мы можем сегодня привлечь
бывшие наши республики? Только культурой! В эпоху СССР они прекрасно
существовали в рамках нашей культуры. Сравните уровень развития Афганистана и
республик Средней Азии - разница огромная! А сейчас все эти страны выпали из
нашего культурного пространства. И, на мой взгляд, важнейшая задача сейчас -
вновь их в это пространство вернуть. Когда распалась Британская империя,
важнейшими инструментами воссоздания целостности англоязычного мира стали
культура и образование. Британцы открыли двери своих высших учебных заведений
для выходцев из колоний. В первую очередь для тех, кто в дальнейшем мог бы
стать управленцем этих новых стран. Я недавно разговаривал с эстонцами - они
готовы учиться медицине в России. Но мы берём с них огромные деньги за учёбу.
При том что возможность учиться в Америке или Англии они получают даром. И чем мы
после этого сможем тех же эстонцев привлечь, чтобы взаимодействие с нами им
стало важнее, чем взаимодействие с Западом? Во Франции существует министерство
франкофонии, которое продвигает культурную политику Франции в мире. В Англии
Британский совет считается неправительственной организацией, но на самом деле
проводит чёткую политику по распространению английской культуры, а через неё -
глобального английского влияния в мире. Так что вопросы культуры сегодня
переплетаются с вопросами политики и национальной безопасности страны.
Пренебрегать этим важнейшим элементом влияния нельзя. В современном мире всё в
большей степени наука и искусство, а не ресурсы и производительные силы
определяют могущество и будущее страны.

Источник: http://vanteev.ya.ru/replies.xml?item_no=168&ncrnd=8103
Категория: прогноз России кризис | Добавил: elipol (18.10.2009) | Автор: /vanteev.ya.ru
Просмотров: 509 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2025Сделать бесплатный сайт с uCoz