Чавес шантажирует автомобильные концерны Венесуэлы: история вопроса Президент Венесуэлы Уго Чавес прославился своим крутым нравом и неожиданными решениями. На этот раз глава государства поставил ультиматум крупнейшим мировым автопроизводителям. Всех иностранных автогигантов, чьи заводы построены на территории страны, Уго поставил перед выбором: либо поделиться своими разработками с местным бизнесом, либо покинуть территорию страны.
«Нам не интересны компании, которые работают по 50 лет — они никогда не передают технологии. Я предлагаю им забирать свои вещи и убираться», — заявил президент в ходе своего последнего выступления на национальном телевидении.
В данный момент в Венесуэле действуют производственные площадки Toyota, Ford, GM и Fiat. В случае массового исхода западных автоконцернов и закрытия действующих производств остаться без автомобильной промышленности он не рискует и намерен обратиться к российским, белорусским и китайским автозаводам.
«Они-то хотят собирать автомобили в нашей стране, им только дай возможность», - подчеркнул Уго Чавес.
Противостояние президента Венесуэлы с «автобаронами» началось с конфликта с представительством компании Toyota.
В Венесуэле с 1981 г. работает единственный завод Toyota, на котором выпускаются модели Corolla, Land Cruiser и HiLux. В 2008 году предприятие выпустило около 13 000 машин. Правительство страны некоторое время назад настоятельно рекомендовало разработать и запустить в производство недорогие полноприводные маршрутные такси на платформе внедорожников Land Cruiser, которые бы использовались для перевозки жителей трущоб Каракаса, столицы страны. Однако японская компания отказалась заниматься этим заведомо нерентабельным проектом, и проигнорировало «госзаказ» Чавеса. В ответ на это тот инициировал расследование политики Toyota на территории страны.
«Венесуэла должна заставить Toyota подчиниться требованиям правительства, а если компания откажется, то она может уходить», — заявил он.
В августе 2009 года свое производство в стране уже закрыла Mitsubishi. Руководство японской компании объявило о прекращении своей деятельности в Венесуэле из-за низкой производительности труда и постоянных трудовых конфликтов.
«Мы вынуждены пойти на крайние меры из-за нежелания венесуэльских рабочих работать с высокой производительностью, недисциплинированностью, постоянными прогулами, анархией на производстве. Чтобы возобновить работу необходимо в первую очередь восстановить дисциплину и порядок», - говорилось в официальном заявлении компании.
Mitsubishi собирала автомобили в Венесуэле с 1989 года, но последние пять лет стали самыми тяжелыми для компании. Начиная с 2008 года, завод постоянно лихорадит из-за трудовых конфликтов и требований рабочих повысить заработную плату. В январе 2009 года рабочие захватили помещения завода, требуя восстановить, уволенных 135 человек. В итоге 120 дней производство стояло.
В решительности Уго Чавеса можно не сомневаться. За 6 лет своего нахождения у власти он национализировал нефтяные и металлургические предприятия, также в государственные структуры консолидирована почти вся банковская система и производство кофе. Пока никто из руководителей четырех автоконцернов не прокомментировал заявления президента Венесуэлы. Не отреагировали и потенциальные российские партнеры, хотя перед АвтоВАЗом и другими заводами открываются перспективы стать монополистами на рынке Венесуэлы. Возможно причина этого молчания – «завязанность» российских автопроизводителей в будущих совместных проектах с теми же Ford или GM.
Напомним, накануне министр промышленности РФ Виктор Христенко заявил о создании в 2010 амбициозного автопромышленного альянса с участием российских и зарубежных автогигантов. Партнерами отечественных заводов могут стать все те же General Motors, Fiat, Hyundai, и Kia. С GM ведутся переговоры о создании СП с «ГАЗом» Олега Дерипаски. Другой альянс могут создать итальянский Fiat и Sollers Вадима Швецова. Альянс Kia Motors и Hyundai может найти партнера в лице ТагАЗ, ИжАвто или Автофрамоса. При этом уже существующее партнерство Renault и АвтоВАЗа в течение всего года испытывали на прочность, пока в ноябре при непосредственном участии премьер-министра Владимира Путина не были заключены долгосрочные соглашения.
Что примечательно, участие Renault и Nissan в оздоровлении волжского автозавода подразумевает и финансовые инвестиции, и передачу технологий. А что касается автомобильного рынка Венесуэлы, то в 2007 году на волне нефтяного бума граждане страны купили рекордное число автомобилей — 491 899 штук. Спрос венесуэльцев на новые авто, подкреплялся низкими кредитными ставками и субсидиями правительства. Но с кризисом продажи упали и с начала 2009 г. в стране было продано лишь 127 000 машин.