Осложнения в результате прекращения кредитования МВФ. Итоги уходящего года.
В ноябре 2008 было достигнуто соглашение с МВФ, согласно которому Украина должна была получить кредит в общем размере 16,4 миллиарда долларов. В тот же месяц был предоставлен первый транш кредита в размере 4,5 миллиарда долларов; последующие транши были выплачены в мае (2,8 млрд. долларов) и июле 2009 (3,3 млрд. долларов).
В октябре 2009 года миссия МВФ проверила выполнение условий предоставления Украине четвертого транша кредита в размере более 3,8 млрд. долларов, выплата которых была запланирована на ноябрь. По результатам проверки, как заявил директора МВФ Штраус-Кан, выплата четвертого транша пока приостановлена.
Причины прекращения кредитования Основная проблема – это на данный момент бюджетная политика. В этом году доходы и расходы сильно расходятся, поскольку не были предприняты меры по сокращению этого разрыва. Так, не произошло договоренное повышение цен на газ с 1-го сентября 2009. Согласно прогнозам Мирового банка, на конец 2009 года реальный дефицит бюджета составит 7% от ВВП. Эти цифры наведены без учета расходов государства на рекапитализацию оказавшихся под угрозой банкротства банков.
Одновременно проект бюджета, разработанный правительством на 2010 год, исходит из нереалистичных доходов. Если не будут приняты меры, запланированный дефицит в 4 % по предварительным подсчетам составит 8%.
Ко всему прибавляется новый закон о повышении минимальных зарплат и пенсий, который по оценкам МВФ увеличит дефицит еще на 7%. Закон был подписан Президентом Украины вопреки настойчивым требования МВФ.
Ожидаемые последствия прекращения финансирования от МВФ Прекращение кредитования Международным Валютным Фондом окажет серьезное влияние на бюджет, на валютный запас НБУ и на оборот международного капитала.
Влияние на бюджет Правительство Украины надеялось пустить по крайней мере часть четвертого транша (3,8 млрд. долларов США) на покрытие дефицита бюджета. Такая надежда не была необоснованной, поскольку МВФ разрешил использование двух предыдущих траншей на покрытии дыр в бюджете, хотя эти деньги предназначались изначально для формирования резервов НБУ. Прекращение кредитования МВФ означает недопоступления в бюджет, что в свою очередь усилит налоговое давление на бизнес. Последствия данной ситуации тяжело переоценить. При позитивном сценарии дополнительное давление на бюджет может повлечь за собой более ответственное отношение к бюджету и сокращение проблемных статей расходов и увеличение важных статей поступлений, в том числе повышение цен на газ, которое, по мнению экспертов Группы консультантов при немецком правительстве, уже давно является необходимым.
Насколько возможен позитивный сценарий в данном вопросе – это уже второй вопрос. Вероятен также и негативный сценарий, который будет характеризироваться увеличением задолженности по платежам и выплатам зарплат, непосильным налоговым давлением на предпринимателей, невозвратом НДС. Невозврат НДС коснется в первую очередь производителей, работающих на экспорт, среди которых множество иностранных фирм, которые разместили производственные мощности в Украине. Возрастет также вероятность пополнения бюджета за счет эмиссии дополнительных денежных средств, которая в свою очередь еще более дестабилизирует экономическую ситуацию, поскольку эмиссия будет сопровождаться увеличением инфляции и обесцениванием национальной валюты.
Влияние на валютные резервы НБУ Основной функцией кредитов МВФ есть накопление валютных резервов НБУ. Посредством целевой интервенции на валютном рынке НБУ может смягчить последствия переходного периода после шока и таким образом избежать резкого обесценивания национальной валюты. Возникает вопрос, насколько важным для поддержания валютных резервов НБУ было бы получение 4-го и последующих траншей кредита. На конец октября 2009 валютные резервы Украины составили 27,7 млрд. долларов. Это соответствует 5,8 месяцам импорта. Таким образом, с лихвой соблюдается принцип, по которому валютные резервы страны должны покрывать трехмесячный импорт. Но с другой стороны 27,7 млрд. долларов составляют 79% от краткосрочной задолженности Украины перед иностранными инвесторами – таким образом, не выполняется второе всемирно признанное правило, по которому валютные запасы страны должны составлять не менее 100% от краткосрочных займов государства. Следует отметить, что эти правила действуют в некризисные времена. Поскольку кризис в Украине продолжается уже год, сегодняшнее состояние валютных резервов Украины является нормальным. Выплата последующих траншей была бы Украине в помощь, но в краткосрочной перспективе не имела бы решающего значения.
Интернациональный оборот капитала Часто кредиты интернациональных финансовых институтов как Всемирный банк, а также двусторонние кредиты, выдаются лишь при условии, что в стране присутствуют кредиты от МВФ. Прекращение кредитования, таким образом, будет иметь негативные последствия для кредитования Украины в целом. Кроме этого, кредитование страны Международным валютным фондом является для частных кредитных институций важным показателем осуществления стабилизирующей макроэкономической политики. Прекращение кредитования МВФ может усилить отток капитала из страны, например, в связи с нежеланием иностранных кредиторов пролонгировать кредиты. Такая ситуация усиливает риски в и без того шатком банковском секторе. Понижение рейтинга Украины рейтинговым агентством Fitch подтверждает движение в этом направлении. Потенциальные риски, связанные с оттоком капитала, трудно переоценить. По мнению Группы немецких консультантов при правительстве Украины отток капитала является наибольшей проблемой, вызванной прекращением кредитования МВФ.
Итоги Группа немецких консультантов при правительстве Украины отмечает, что после обрушения в 4-ом квартале 2008, экономическая ситуация стабилизировалась: наряду с другими внешними факторами, стабилизация является заслугой кредитования МВФ.
Очевидно также, что кредитование МВФ превратилось в инструмент для предвыборной борьбы. И поэтому вполне понятно, что МВФ занял выжидающую позицию. Согласно МВФ, для возобновления кредитования державные мужи должны прийти к консенсусу, а также стремиться к осуществлению уравновешенной политики по отношению к государственному бюджету. Стремление политиков, завоевать голоса избирателей популистическими методами приносит новые риски для выздоровления экономики.
По информации Группы немецких консультантов при правительстве Украины http://www.beratergruppe-ukraine.de Перевод с немецкого языка de-portal.com